Возрастные этапы созревания мозга человека
До 4-х лет практически полностью развиваются участки мозга
0-4 года
Раннее развитие
В первые несколько лет жизни быстро меняются участки мозга, связанные с базовыми функциями. До 4-х лет практически полностью развиваются участки, отвечающие за основные ощущения и общую моторику. Ребенок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.
Ощущение — участки, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.
Зрение — участки мозга, управляющие зрением, полностью созрели.
6 лет
Речь — участок мозга, отвечающий за речь, — незрелая, но продолжает быстро развиваться у детей вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая лишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, это объясняет, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко изучают новый язык.
Ум – в этом возрасте части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рациональную и эмоциональную зрелость, еще не развились. Их не вполне зрелость — одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагают слишком большой выбор, у детей случаются истерики.
9 лет
Мелкая моторика — если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активно развивается между 8 и 9 годами. У ребенка становится лучше почерк, они могут аккуратнее выполнять различные аппликации, изделия.
Математика — к 9 годам начинают созревать теменные части головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень велика.
13 лет
Благоразумие — прифронтальна кора созревает одной из последних среди участков головного мозга. Пока она не развилась, дети не могут адекватно оценивать риск или строить долгосрочные планы.
Эмоции — подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.
Логика — интеллект и аналитические способности ребенка возрастают.
15 лет
Специализация — в подростковом возрасте большое количество нервных соединений продолжает уменьшаться. В результате, мозг ребенка становится более специализированным и эффективным, производительным.
17 лет
Абстрактное мышление — в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Дети становятся более социально активны и проявляют эмоции. Могут планировать, оценивать риски, является самоконтроль.
21 год
Высшие психические функции — хотя, на первый взгляд, кажется, что мозг практически полностью развился в подростковом возрасте. Но недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.
Зрелость: мозг 21-летнего человека практически созрел. Но даже по достижении официального «взрослого» возраста, мозг развивается. И в дальнейшем будут развиваться эмоциональная зрелость.
Ольга МАКСИМЮК